— 2023 год ознаменовался для дорожно-строительной отрасли широким спектром важных событий: успешной реализацией проекта «Безопасные качественные дороги», запуском скоростной дороги М-12 «Восток», смещением фокуса участников рынка с европейского и американского оборудования на китайское, турецкое и, конечно, российское. Скажите, как вы оцениваете этот год? Как видите ситуацию на рынке в целом?
— Действительно, в этом году акценты, по крайней мере по направлению закупок оборудования, у предприятий сместились — преимущественно в сторону Востока. Мы, как производители и поставщики установок, в том числе состоящих из агрегатов и комплектующих, созданных в Китае, можем уверенно сказать, что качество оборудования из КНР, в отличие от того же турецкого, вполне соответствует основным требованиям и ожиданиям участников российского рынка. Конечно, при этом продукция, привезенная из-за рубежа, должна быть адаптирована под отечественные условия работы, чем наша компания в том числе занимается, создавая часть агрегатов здесь в России.
Что касается оценки этого года, то для компании ТАТМАШ он прошел в положительном ключе. Мы запустили новые современные станки с ЧПУ, успешно реализовали несколько проектов для крупных предприятий дорожно-строительной отрасли, продолжили выполнять намеченные планы по расширению производственных площадей на нашей базе в Татарстане: заложили фундаменты под два новых цеха и успели возвести каркас для одного из них — площадью 400 м2. Весной осуществим обшивку, зальем полы, установим оборудование для дробеструйной обработки и покрасочную камеру, — будем улучшать качество финишной отделки металлических конструкций.
Второй цех площадью около 1500 м2 будет предназначен для автоматической линии сварки. Сейчас варим полуавтоматом, а это по времени дольше и трудозатратнее, чем если бы это делал робот.
— То есть расширения линейки производимой продукции не планируется?
— На нашем предприятии мы создаем разнообразную продукцию: это и бункеры, и силосы, и емкости под битум или топливо, и агрегаты целлюлозной добавки, и кабины операторов, и нагреватели жидкого теплоносителя, и многое другое, — каждый заказ связан с конкретным проектом и практически всегда индивидуален. Условно, сегодня мы производим бункеры инертных материалов для компании Solomatic по чертежам их китайских коллег из NFLG, а завтра — помогаем подразделению «Газпромнефти» модернизировать модули для подачи битумных составов, применяемые на асфальтоукладчиках.
То есть для нас нет ограничений в плане возможностей производства той или иной продукции, есть необходимость увеличения существующих площадей, что накладывает свой отпечаток на объемах выпускаемых агрегатов и металлоконструкций, — как раз над этим мы активно работаем, в том числе реализуя планы по вводу в эксплуатацию двух новых цехов.
К слову, выполняя заказы для разных предприятий, мы постепенно расширяем область взаимовыгодного сотрудничества с ними, причем процесс взаимодействия никогда не является «игрой в одной калитку». К примеру, работая с компанией Solomatic, мы договорились с их руководством о поставках двухвальных смесителей NFLG под наши комплексы — грунтосмесительные и асфальтосмесительные установки. Сегодня поставляемое нами оборудование оснащается не только качественными комплектующими — вибраторами, мотор-редукторами, пневматикой, тензодатчиками и так далее — но и агрегатами, созданными лидерами высокотехнологичных решений в своем направлении.
— А как вам удается доказать потенциальным покупателям, если так можно выразиться, состоятельность вашего производства и соответствующее цене качество ГСУ и АБЗ? Все-таки ТАТМАШ — это новое предприятие, основанное чуть больше двух лет назад.
— Скажу откровенно: с продукцией, выпускаемой под брендом «ТАТМАШ», участники дорожно-строительной отрасли только начинают знакомиться. Несмотря на это, нам уже удалось успешно реализовать несколько проектов. Например, осенью этого года мы смонтировали и запустили ГСУ Standart-400 в городе Мензелинске в Татарстане. До наступления морозов установка выпускала укрепленные комплексными вяжущими грунты, применяемые при реконструкции участка трассы М-7 «Волга».
Для того, чтобы рассказать рынку о возможностях нашего предприятия, мы не только с радостью принимаем гостей на производственной площадке в поселке Алексеевское, расположенном на берегу реки Камы, но и участвуем в различных отраслевых мероприятиях. В этом году были на СТТ Expo в Москве, выставляли ГСУ Standart производительностью до 600 тонн в час на выставке «СТРОЙДОРЭКСПО», провели деловые встречи с зарубежными строительными компаниями на бизнес-форуме «Узбекистан-Татарстан», выступили с докладами на конференции «РУЦЕМ: Технологии стабилизации (укрепления) грунтов» и научно-практическом семинаре «Шелковый путь». Уже в начале февраля 2024 года посетим конференцию «Сибирские дороги», которая пройдет в Иркутске.
То есть работа по увеличению узнаваемости бренда «ТАТМАШ» ведется, мы открыты для общения, для демонстрации работы наших установок, нашего производства в Татарстане; готовы поставить всем заинтересованным предприятиям как комплексы, выпускающие смеси, так и отдельные агрегаты, служащие дополнительным оборудованием в технологических процессах; можем выполнить модернизацию завода, например перевести АБЗ с 5- на 6-фракционный; способны эффективно решить индивидуальные задачи по техническим заданиям заказчиков.
— А какие вопросы, касательно оборудования, вам чаще всего задают на отраслевых мероприятиях представители дорожно-строительных организаций?
— В последнее время участились вопросы, связанные с работой грунтосмесительной установки: возможно ли ее быстро переместить с одной локации на другую, какое количество машин необходимо для транспортировки, каков срок монтажа и запуска комплекса, сколько времени нужно оборудованию для выхода на производство смеси в точном соответствии с заданным рецептом.
Пользуясь случаем, попробую кратко ответить на них. ГСУ серии Standart являются перемещаемыми, то есть для их монтажа нет необходимости возводить фундамент, достаточно просто выровнять и уплотнить грунт, и уложить дорожные плиты. Конечно, при этом вертикальный силос под цемент или другое неорганическое вяжущее не должен быть огромным, вместимостью 100 тонн, — для такой конструкции уже нужен фундамент — это важно в целях безопасности производства. Если же мобильность установки принципиальна и у организации нет времени на устройство бетонного основания, то в таком случае мы рекомендуем использовать несколько емкостей под порошкообразный материал, меньшей вместимостью — по 30 тонн.
Для транспортировки установки, к примеру модели Standart-300, на относительно небольшие расстояния подойдут 4 бортовые машины плюс по одной машине на каждую емкость. Сам монтаж и полный запуск оборудования выполняется в среднем до 10‒14 дней, конечно, при условии подготовленной для дальнейшей работы площадки и наличия электричества.
Что касается времени на выход производства смеси в точном соответствии с заданным рецептом, то обычно на этот процесс уходит 1‒2 дня. Здесь многое в том числе зависит от возможности организации быстро осуществить испытания образцов готовой смеси, которая должна выполнять требования стандартов на нее.
— Одной из часто обсуждаемых тем на отраслевых мероприятиях является тема экологии. Грунтосмесительные установки серии Standart позволяют работать со вторичным материалом?
— Да, наше оборудование подходит для выпуска смесей с добавлением вторичного материала: как асфальтогранулята, так и золошлаков, отходов металлургической промышленности. Я знаю, что наш клиент из Оренбурга использует RAP-материал на ГСУ и результаты работы его полностью удовлетворяют. По поводу конкретного опыта применения шлаков пока сказать ничего не могу, — все-таки эти виды отходов, по крайней мере в дорожной отрасли, не особо популярны.
— Антон, вы упомянули семинар «Шелковый путь», который проходил в начале декабря в Санкт-Петербурге. Мне тоже удалось там побывать, и я заметил, что некоторые специалисты уделили особое внимание теме «кадрового голода». Как у вас на производстве обстоят дела с поиском и удержанием сотрудников?
— «Кадровый голод» — больная тема, наверное, для всей отрасли, и мы здесь не исключение. При том, что мы обеспечиваем наших сотрудников достойной для региона оплатой труда и создаем комфортные условия — спецодежда, кухня, раздевалка, душ, корпоративы, премии, оплата командировок и переработок, индивидуальная помощь в сложных ситуация, — нам все равно бывает сложно удержать сотрудников, которые хотят получать больше, пусть даже работая при этом в худших условиях. Некоторые уходят на многомесячные вахты, на крупные дорожные объекты, выполняемые в соответствии с национальными и региональными программами; кто-то решается идти служить на СВО.
Да и нужно понимать, что Алексеевское — это не Казань. Не у всех есть желание уезжать из крупного города для работы в периферии. Хотя сам поселок — место замечательное, с размеренным течением времени, тихое, спокойное, с прекрасными живописными местами, — здесь живут и работают отзывчивые люди. В том числе благодаря им, «сарафанному радио», к нам приходят новые сотрудники, многие из которых уже составляют основу нашего коллектива, на которую можно положиться при решении разнообразных задач.
— А с какими еще сложностями — организационными, производственными или любыми другими — вы сталкиваетесь на своем предприятии?
— Одной из таких сложностей, о чем я уже кратко упомянул выше, является нехватка производственных площадей, что решаемо в близлежащей перспективе. Скажу больше: у нас есть определенные мысли по поводу территориальной диверсификации производства в будущем. Если мы будем расти в том же темпе, что и сейчас, то существующего участка земли нам попросту может не хватить.
Остальные сложности, наверное, касаются больше рутинных задач. Очевидно, что мы еще «пионеры» в плане производства, хотя многие из нас уже много лет трудятся на благо дорожно-строительной отрасли. Взять, к примеру, ту же покраску: ну, не обойтись нам без отдельного цеха под финишную отделку металлоконструкций. Вроде бы красим по технологии, но результат получается на «хорошо», но не на «отлично». А внешний вид продукции, как ни крути, важен покупателю.
— Вы, как отечественный производитель, в определенной мере реализуете национальные задачи по импортозамещению. Каких успехов удалось достичь по этому направлению?
— На сегодняшний день своими силами мы можем произвести до 80‒82% от общего состава грунтосмесительной установки, не учитывая комплектующие — вибраторы, мотор-редукторы и так далее. ГСУ в этом смысле относительно простой комплекс.
А вот по АБЗ показатель будет ниже — до 60%. Основные элементы завода — сушильный барабан с горелкой, смеситель, грохот, блок рукавных фильтров — это все пока что импортное. И если барабан и блок рукавных фильтров в среднесрочной перспективе мы сможем выпускать, то на разработку своей горелки и смесителя, чтобы это было качественно, уйдут годы.
— Какие планы у компании «ТАТМАШ» на следующий 2024 год?
— В приоритете достроить цеха, дооснастить их оборудованием, и запустить. Это наши основные задачи, решение которых позволит компании ТАТМАШ сделать ощутимый шаг к повышению качества выпускаемой продукции и увеличению объемов производства.
В следующем годы мы также планируем участвовать в отраслевых мероприятиях, развивать сотрудничество с Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, стабильно выполнять все обязательства перед нашими заказчиками, совместно с партнерами искать пути развития для достижения стратегических целей, работать над улучшениями внутри нашего предприятия.
— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в канун Нового года?
— Выбрать правильный курс и следовать ему. Здоровья вам и вашим близким, успехов в работе, мира над головой, амбициозных проектов, всех благ. С наступающим Новым годом, коллеги, партнеры, и наши будущие клиенты!